Техника
>
Технические новинки
>
Авто-мото техника
>
Авиация, в том числе космическая
>
Гидротехника
>
Компьютеры и комплектующие
>
Другая техника
>

Сапсан - высокоскоростной поезд

Сапсан - высокоскоростной поезд

Высокоскоростной поезд «Сапсан» прибыл в Москву в воскресенье, 15 марта, для прохождения испытаний на Экспериментальном кольце в Щербинке. Как сообщает пресс-служба ОАО «Российские железные дороги», в первом опытном рейсе по маршруту Санкт-Петербург – Москва принял участие президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.
«В своем первом опытном рейсе из Санкт-Петербурга в Москву «Сапсан» развивал скорость в 180 км/ч. Была возможность ехать быстрее, но технический регламент испытаний не позволяет», - сказал В.Якунин на пресс-конференции по случаю прибытия поезда на Ленинградский вокзал.

Планируется, что все испытания пройдут до декабря. В конце 2009 года состоится первый регулярный рейс поезда на линии Санкт-Петербург - Москва, расстояние между которыми «Сапсан» должен преодолеть за 3 часа 45 минут. Сапсан -это уникальный высокоскоростной поезд, разработанный совместными усилиями ОАО «Российские железные дороги» и немецкой компанией «Сименс».
Полет длиной в три года
Во времена Советского союза в мире было две высокоскоростные державы – СССР и Япония, однако наша страна вскоре сосредоточилась на развитии промышленности, а, значит, грузовых перевозок.
Затем попытки организовать в России высокоскоростное движение предпринимались еще в 1960-е годы, но все они не были удачными.
В 2005 году ОАО «РЖД» заключило с ООО «Транспортные системы» - 100% дочерним обществом компании «Сименс» в России договор о первом этапе проектирования высокоскоростных и скоростных поездов, чуть позже российские железнодорожники передали «Сименсу» технические требования на высокоскоростные поезда, где учитывались все российские и европейские нормы. В середине 2006 года завершилась разработка эскизного проекта нового поезда, который содержал 61 концепцию, а затем состоялось подписание еще одного договора – теперь уже об изготовлении и поставке высокоскоростных поездов №230 серии Velaro RUS – тогда они еще не имели звучного названия. Согласно документам, «Сименс» должен был поставить, а также обслуживать и ремонтировать в течение 30 лет 8 поездов. Стоимость контракта на производство поездов составила 276 млн. евро, на обслуживание – 354 млн. евро.
Длина разработанного специально для России состава – 250 метров, он насчитывает 10 вагонов и вмещает 604 пассажира. Примечательно, что этот поезд – не копия составов, курсирующих в других странах. При его создании уже запатентовано более 10 технических решений и оформлено 4 изобретения, а всего предполагается зарегистрировать всего около 30 патентов. Поскольку внедрение новых составов должно производится максимально гибко, поезда выполняются в двух модификациях: с одно- и двухсистемными двигателями для контактной сети 3 кВ постоянного и 25 кВ/50Гц переменного тока.
Макет головного вагона нового поезда в натуральную величину был размещен на Московском вокзале в Петербурге в 2006 году, а теперь, всего три года спустя после старта проекта, «первая ласточка» презентована также в Северной столице. Однако это не совсем ласточка, а самая что ни на есть хищная и быстрая птица. Поезд получил свое название в честь самой быстрой птицы на планете – сапсана из семейства соколиных. Птица сапсан способна развивать скорость свыше 322 км/час, а железная птица, носящая это имя, сможет ездить со скоростью 250 км/ч.
Ожидается, что остальные 7 составов прибудут в Россию в 2010 году. Для обслуживания новых поездов строится специальное депо Санкт-Петербург-Московское Октябрьской железной дороги («Металлострой»), которое отвечает мировым стандартам и позволит осуществлять весь комплекс работ, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом поездов Velaro RUS.
По широкой колее…
Новый подвижной состав рассчитан на российскую широкую железнодорожную колею 1520 мм. Кроме того, потребовалось создание соответствующих систем вентиляции и охлаждения, а также использование многочисленных специальных материалов. На поезде установлены дополнительные системы внутреннего и наружного видеонаблюдения, аудио- и другие системы, а систему обеспечения безопасности движения разработчики усовершенствовали.
Пришлось доработать и компоненты поезда, отвечающие за эксплуатацию в условиях низких температур, и «Сапсан» может ездить даже при минус 40 градусах без дополнительного обогрева. Для защиты от осадков компонентов тягового электропривода забор охлаждающего воздуха при эксплуатации поезда производится в зимнее время через воздушные каналы крыши и далее направляется в защитный поддон.
Приспособлена под российские нормы и кабина машиниста, поскольку, управляя поездом на протяжении более трех часов, он должен иметь возможность работать стоя. Ранее в серии Velaro RUS выпускались только поезда с «сидячими местами» для машинистов и высотой кабины 1450 мм. У «Сапсана» высота кабины составляет 1900 мм, созданы условия для присутствия в кабине двух человек, как принято в России.
Почувствуйте себя в Японии
Поезда столь «стремительного» облика, как «Сапсан», с обтекаемой формой головного вагона, российские пассажиры видели пока только на картинке. Теперь стремительные составы будут частью отечественной железнодорожной реальности. Причем удивительны они не только внешне, но и по своим внутренним характеристикам.
В «Сапсане» предусмотрена двухклассная компоновка: туристический и бизнес класс. Места исключительно сидячие – ведь поездка занимает совсем немного времени. Из бизнес-класса, расположенного в первом вагоне, можно смотреть за дорогой практически в окна кабины машиниста – она закрыта лишь стеклянными дверями.
Салоны оснащены современной системой кондиционирования и эргономичными креслами подголовниками, подлокотниками, столиками и опорами для ног, имеются места для пассажиров с ограниченными возможностями. В дороге пассажиры могут воспользоваться услугами бистро, предусмотрено питание по довольно обширному меню. В средних вагонах располагается в общей сложности 13 туалетов, а один универсальный туалет рассчитан на использование пассажирами с ограниченными возможностями и располагается недалеко от места их размещения в середине поезда.
Комфорт, кстати, обеспечат не только кондиционеры, но и плавающая плита пола в пассажирских салонах, которая имеет низкие показатели ударного шума.
Помимо этого, в восьми вагонах поезда имеются гардеробы для одежды пассажиров, в трех вагонах есть автоматы для чистки обуви. Освещение салонов специальное – рассеянное, а те, кто захочет почитать в дороге, смогут воспользоваться индивидуальными лампами. Для тех, кто предпочитает просмотр фильмов, предусмотрены мониторы.
Минимальная цена поездки на чудо-поезде, озвученная главой РЖД Владимиром Якуниным, составит 3900 рублей. С учетом того, что билеты на самолет порой обходятся в такую же сумму, скоростное железнодорожное движение в скором времени может составить вполне достойную конкуренцию авиационному транспорту.
Куда полетим?
Инвестиционный проект по организации высокоскоростного пассажирского движения между Петербургом и Москвой ОАО «РЖД» реализует уже с 2006 года. Цель – комплексная реконструкция и модернизация инфраструктуры участка Москва-Санкт-Петербург для обеспечения движения высокоскоростных поездов. Общая стоимость проекта составляет более 15 млрд. рублей, и уже вложено более 9 млрд. рублей. Именно по этому пути пойдут первые «Сапсаны» уже 2 августа 2009 года. По линии Москва-Петербург новые составы будут ходить с максимальной скоростью 250 км/ч, а затем пойдут между Москвой и Нижним Новгородом, но со скоростью 160 км/ч, что связано с особенностями железнодорожных линий. Следовательно, путь между двумя российскими столицами будет занимать не 8 часов и даже не 4,5 часа, а 3 часа 45 минут. В перспективе скорость движения будет увеличена до 300-350 км/ч, а время в пути сократится еще на час.
В 2006 году также была утверждена программа развития скоростного (до 160 км/ч и выше) и высокоскоростного (до 350 км/ч) движения на железных дорогах России. Эта же программа, частично измененная, стала частью Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, утвержденной в июне 2008 года. Согласно документу, скоростными магистралями через 22 года станут более 10 тыс. км железнодорожных путей (вместо 650 км на данный момент). При этом на ряде направлений предусмотрено строительство дополнительных главных путей для движения обычных грузовых, пассажирских, пригородных поездов. Развитие высокоскоростного движения будет осуществляться не только в столичном регионе, но и на Дальнем Востоке, в Поволжье, на юге России, планируется реконструкция под скоростное движение магистрали Москва-Сочи, и этот путь скоростные поезда проделают за 14 часов. Планируемый объем инвестиций на строительство высокоскоростных магистралей в ценах 2007 года составляет 1,26 трлн. рублей, и предполагается, что 50% вложит бюджет РФ, 25% - ОАО «РЖД», 20% - субъекты РФ и 5% - частные инвесторы. И, возможно, что уже через 20 лет рекламные плакаты на улицах городов России будут активнее призывать граждан «Летать поездами РЖД», и это будет уже не сказка.

http://bia-news.ru/news
Ирина Лапеченкова
Фото: с сайта altfast.ru